Томское общество любителей художеств

Томск (1909).

Цель:

"1) Объединение томских художников и любителей искусства на почве художественных интересов; 2) устройство художественно-промышленной школы; 3) распространение художественных идей в широкой публике путем организации выставок, публичных заседаний общества с чтением докладов по художественным вопросам, лекций об искусстве, художественных изданий и т.п.; 4) изучение художественного творчества местного населения; 5) устройство, по мере развития общества, художественно-промышленного музея и 6) оказание, по мере развития средств общества, материальной помощи нуждающимся художникам и ученикам художественной школы".

Деятельность:

Устройство выставок. В 1910 г. при обществе были организованы классы рисования и живописи с ежедневными занятиями, которыми руководил ученик Репина С.М. Прохоров.
Летом 1917 г. общество обратилось в Союз деятелей искусств с ходатайством об учреждении в Томске Училища живописи, ваяния и зодчества. В апреле 1918 по инициативе живописца и коллекционера М.М. Полякова рисовальные классы были преобразованы в Народную академию художеств, которая просуществовала до прихода Колчака.
Среди членов - Г.А. Вяткин, Г.Н. Потанин, И.А. Базанов, И.А. Богданов, Ф.Я. Капустин и Ф.К. Крюгера.

Предс.:

Л.П. Базанова; Д.Д. Виноградов.
В 1912 г. - 120 действительных членов.

Отдельные издания:

Отчеты о деятельности Томского общества любителей художеств за 1909 - 1911; 1911 - 1912; 1912 - 1914. Томск, 1912; 1913; 1915.
Устав Томского общества любителей художеств. Томск, 1909.

Архив:

РГИА. Ф. 789. Оп. 13. 1905. Д. 59.

Лит.:

Золотой век художественных объединений в России и СССР/Сост.: Д.Я. Северюхин, О.Л. Лейкинд. СПб., 1992; Первая сибирская школа живописи и ваяния в г. Томске//Сибирская жизнь. 1911. 9 февр.; Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1929. Т. 1. С. 936-938; Соскин В. Народная художественная академия в Томске//Сибирские огни, 1967. № 4. С. 157-163; Эдоков В. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1981. С. 16-17.