ПРОСКУРЯКОВ Лаврентий Дмитриевич

(18.8.1858, -14.9.1926)

инженер путей сообщения.

Родился в Воронежской губернии.

В 1884 окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. Еще будучи студентом напечатал две первые свои научные работы по строительной механике, обратившие на себя внимание. Это были статьи: "Исследование значений момента от сосредоточения грузов, перемещающихся на балке на двух опорах" и "О времени, необходимом для прогиба балки".

Проскуряков первым в России оценил преимущества графо-аналитических методов расчета и начал их применять в своих курсах строительной механики. Он первый также оценил преимущества ферм с треугольной шпренгельной решеткой, нашедшей впоследствии самое широкое применение в железных конструкциях.

Спроектированный им в 1895 железнодорожный мост через реку Енисей с небывалыми для того времени большими пролетами был признан "наилучшим решением вопроса о перекрытии больших пролетов". Эта система Проскурякова была применена позже при постройке ряда мостов у нас и за границей.

Мосты, построенные Проскуряковым, отличались большой прочностью и вместе с тем большим изяществом.

Прекрасным образцом таких мостов может служить построенный по проекту Проскурякова арочный мост через р. Москву на Московской окружной железной дороге, в районе Центрального парка культуры и отдыха им. Горького.

Курс "Строительной механики", написанный в 1887 г. и много раз потом переиздававшийся (последнее, седьмое по счету, издание вышло в 1928-30 г.), не потерял своего значения и в наши дни.

Умер Л.Д.Проскуряков в Москве.

Труды:

К расчету сквозных ферм. (Эксцентрические узлы). Исследование. СПб., 1885. 24 с.; 1 л. черт.

Исследование значений момента внешних сил от подвижных грузов в прямых балках. СПб., 1887. 26 с.; 2 л. черт.

Мост через р. Енисей отверстием 400 саж. Пояснительная записка и расчет верхнего строения моста... СПб., 1896. 109, 52 С.с черт.; 2 л. черт. (Средне-сибирская ж.д.).

Мост через р. Оку у г. Каширы отверстием 233, 32 саж... Пояснительная записка и расчет к проекту верхнего строения моста... М., 1897. 132 С.с табл. и черт. (Сооружение новых линий Ряз.-Уральск. ж.д.).

Мост через р. Волхов отверстием 150 саж... Расчет строения моста для среднего пролета 60 саж... М., 1902. 84, 32 С.с табл. и черт. (Сооружение зап. части Сев. ж.д.).

Строительная механика. Изд. 6-е, испр. и доп. Ч. 1-2. М.-Л., Госиздат, 1925-1926.

Ч. 1. Сопротивление материалов. [1925]. 352 С.с илл.

Ч. 2. Статика сооружений. 1926. 286 С.с черт.

Литература:

Гибшман Е.Е. Металлические мосты на автомобильных дорогах. Изд. 2-е, переработ. М.-Л., М-во коммун. хозяйства РСФСР, 1948. 303 С.с илл.

Евграфов Г. Русские мостовики // Железнодорожный транспорт. 1944. № 10-11. С. 79-85.

И.П. Профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков // Строительная промышленность. 1926. № 9. С. 665-666 с портр. и илл.

Никифоров С.Н. Участие русских ученых XIX в. в разработке основных положений сопротивления материалов // Вестник Московского института. 1948. № 10. С. 75-80.

Рабинович И.М. Курс строительной механики стержневых систем. Ч. 1. Статически-определимые системы. Изд. 2-е, переработ. М.-Л., Стройиздат, 1950. 338 С.с илл.

Русские архитекторы и строители. - М., 1952.