КОНДАКОВ Никодим Павлович
(1.11.1844-17.2.1925)
русский искусствовед.
Член имп. Русского археологического общества, Действительным членом Императорского Московского Археологического Общества Никодим Павлович состоял с 1867 по 1889, когда выбыл, защищая интересы Императорской Археологической Комиссии, оспариваемые Императорским Московским Археологическим Обществом. Вновь избран по выраженному им желанию 9 апреля 1899; член Общества любителей древней письменности и др. Состоял членом едва ли не всех русских исторических и археологических обществ, равно как и Лондонского Археологического Общества (Society of Antiquaries).
"Он был первым русским историком искусства, оказавшим влияние на европейское искусствознание, создателем оригинальной методики исследования произведений средневековой восточно-христианской живописи, позволившей установить периодизацию византийского искусства, почти целиком сохраненную и в науке XX века".
Родился в Новооскольском уезде Курской губернии. Окончил приходское училище, 2-ю Московскую гимназию и историко-филологический факультет Московского Университета (1861-65).
Особое влияние на научное развитие оказал Ф.И.Буслаев.
По окончании курса Университета с 1865 по 1870 преподавал русский язык и словесность в той же 2-й Московской гимназии и в Александровском военном училище. Читал русскую историю и археологии в Школе живописи и ваяния.
В 1867 отправился в заграничную поездку.
В 1870 - заведующий кафедрой теории и истории искусств в Новороссийском (Одесса) Университете.
В 1872 защитил магистерскую диссертацию "Памятники Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства".
С переездом в Одессу начал совершать археологические поездки по России. В 1873 путешествовал по Грузии для изучения архитектуры грузинских церквей, участвовал в нескольких экспедициях на Кавказ, Синай, Сирию, Палестину, Афон, Македонию.
В сентябре 1874 защитил диссертацию "О христианских храмах I-III вв.", и по прочтении пробной лекции "О песнопениях христианских I-III вв.", был принят в число приват-доцентов Академии.
Первые курсы были посвящены обзору памятников катакомбного периода и вопросу о возникновении и развитии древне-христианской архитектуры.
В 1876 был командирован за границу, где познакомился с постановкой преподавания христианской археологии в немецких университетах.
Большую часть времени своей командировки он провел в изучении Музеев Италии. В Риме, под руководством знаменитого археолога Д.Б. де-Росси, изучал катакомбы и памятники древне-христианского периода, собранные в Латеранском и Ватиканском музеях.
Работал в римских библиотеках.
На пути в Россию задержался в Вене, где прослушал лекции проф. Отто, Риккера и Сибкрини. По возвращении в Петербург, занялся устройством при Академии музея снимков и слепков с христианских древностей.
Ядром будущего Музея, послужила коллекция Новгородского церковно-археологического музея.
Академическая деятельность Кондакова обратила на себя внимание. Поэтому в 1877, когда был учрежден С.-Петербургский Археологический Институт, директор Н.В. Калачев пригласил его занять в нем кафедру христианских древностей.
Вся дальнейшая деятельность Кондакова была тесно связана с этим учреждением. В 1878 он стал ученым секретарем института, неоднократно исполнял он обязанности его директора. С 1898 стал директором его.
В 1880 защитил магистерскую диссертацию "Происхождение древне-христианской базилики". Принявшись затем за собиранием материалов для докторской диссертации, темой которой он избрал иконографию Спасителя, он под влиянием бесед с Ф.И. Буслаевым решил обратить особое внимание на памятники византийские, в то время почти совершенно неизвестные.
Для ознакомления с византийскими памятниками в 1888 предпринял путешествие на Восток: в Константинополь, Ираклию, Афон, Афины, Дафни, а затем снова в Рим, Флоренция и Париж.
Живя до 1888 в Одессе, принимал деятельное участие в трудах Одесского Общества Истории и Древностей.
С 1888 Никодим Павлович занял кафедру в Петербургском Университете, а вместе с тем получил должность старшего хранителя Отделения Средних Веков и эпохи Возрождения в императорском Эрмитаже и стал читать лекции по истории искусств на Высших женских курсах.
В виду поднятого Императорским Московским Археологическим Обществом вопроса о расхищении памятников древности в монастырях и церквах Кавказа в 1889 совершил по Высочайшему повелению поездку на Кавказ с целью описания ризниц монастырей Мингрелии, Имеретии и Грузии.
В 1891 возглавил экспедицию по Сирии и Палестине, снаряженную Императорским Палестинским Обществом для изучения христианских древностей Св. Земли.
В 1892 была напечатана диссертация под заглавием "Евангелие в памятниках иконографии - византийских и русских", доставившая автору степень доктора церковной истории.
В 1893 получил звание ординарного профессора и был назначен инспектором Академии, в каковой должности и пробыл до конца 1899, выпустив за это время "Очерки памятников иконографии древне-христианских и византийских" и "Лицевой иконописный подлинник Антониево-Сийского монастыря".
С 1901 - Управляющий делами Комитета попечительство о Русской иконописи.
В 1906 вышел из состава профессоров Академии за штат, но продолжал читать лекции по христианской археологии. К столетнему юбилею Академии он выпустил подробное ученое описание основанного им при Академии Церковно-Археологического Музея (1909).
В 1907 и 1908 г был избран почетным членом Духовной Академии - Киевской и С.-Петербургской.
В последние годы занимался разбором и описанием Шлиссельбургского Архива.
В качестве директора Императорского С.-Петербургского Археологического Института, содействовал развитию деятельности губернских ученых архивных комиссий, увеличив их число до 30.
Присутствовал, как депутат от Академии на Археологических Съездах: Тифлисском (1881), Одесском (1884), Ярославском (1887), Московском 2-ом (1890), Виленском (1893), Рижском (1896), Киевском 2-ом (1899), Харьковском (1902), Екатеринославском (1905), Черниговском (1908), Новгородском (1912), и почти на всех состоял председателем отдела церковных древностей.
Входил в различные комиссии по охране памятников: комиссию по регистрации памятников искусства Галиции при Академии Художеств (1915); комиссию по вопросу об урегулировании проблемы железнодорожного пути Валдай - Новгород (1916).
В 1920 покинул Россию. Жил в Стамбуле, Варне, Софии.
В 1922 начал читать лекции в Пражском Университете.
Труды:
Археологические путешествия по Сирии и Палестине. СПб., 1904. С.308; Византийские церкви и памятники Константинополя // Труды 6 Аорхеологического съезда. Одесса, 1886. Т. 3; Византийские церкви и памятники Константинополя. // Художественные повести. 1887. Т. 5; Воспоминания и думы Н.П. Кондакова. Прага, 1927; Гампель. Древности Венгрии. /Рец./ СПб., 1907; Греческие терракотовые статуэтки в их отношении к искусству, религии и быту // Записки Одесского Общества Истории и Древностей. Одесса, Т. 11; Древности Костромского Ипатьевского Монастыря // Вестник археологии и древностей. Вып. 4; Древняя архитектура Грузии // Древности, Т. 6. Вып. 3. С. 211-268; Отд. отт. М., 1876; Древнехристианские храмы. /Рец./ М., 1866; Евангелие в памятниках иконографии - византийских и русских. СПб., 1892; Записка о положении иконописания в юго-западных губерниях России и мерах к поднятию онаго! СПб., 1901; Зооморфические инициалы греческих и глаголических рукописей X-XI столетий в библиотеке Синайского монастыря // Памятники древней письменности и искусства. Т. CXXI. СПб., 1903; Иконография Богоматери: связи греческой и русской иконописи с итальянскою иконописью раннего возрождения. СПб., 1911; Иконография Богоматери: связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего возрождения. Иконописный подлинник. СПб., 1910. Вып. 4; Иконография Богоматери. СПб., 1914-1915. Т.1-2; Иконы Синайской и Афонской колекции преосвященного Порфирия. СПб., 1902; История Византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1881; Лицевой иконописный подлинник Антониево-Сийского монастыря. СПб., 1898. Вып. 1-4. Издание Императорского Общества Любителей Древней Письменности; Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства. СПб., 1899. Изд. Имп. Общества Любителей Древней Письменности; Лицевой иконописный подлинник. Т. 1: Иконография Иисуса Христа. СПб., 1905; Македония. Археологическое путешествие. СПб., 1909; Мелкие древности Кубанской и Терской областей//Труды III АС в Киеве. Киев, 1878. Т.1. С.135-146; Миниатюры Евангелия Гелатского Монастыря // Записки Отдела русской и славянской археологии. Т. 4; Мозаики мечети Кахрие-Джамие в Константинополе // Записки Новороссийского Университета. Одесса, Т. 31. 1880; Новейшие воззрения на предмет и задачи археологии // Сборник Археологического Института. СПб. Кн. 4; О миниатюрах греческой псалтыри IX в. из собрания А.И. Хлудова // "Древности". Т. 7, 1878; О научных задачах истории древнерусского искусства.- СПб, 1899; О некоторых мелких предметах древности, найденных в Аккермане в 1867 году. Труды 2 Археологического съезда в СПб. СПб., 1876, Вып.1; О фресках лестниц Киево-Софийского Собора // Записки Императорского Русского Археологического Общества. СПб., Т. 3; Описи памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890; Очерки памятников иконографии древне-христианских и византийских. СПб., Очерки памятников православного искусства и иконографии. СПб., 1899; Памятник Гарпий в Малой Азии и символика греческого искусства. Одесса, 1873; Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902; Памятники христианской архитектуры. СПб., 1898; Погодин, как археолог//Сб. отделения русского языка и словесности. АН. Т.LXXI. СПб., 1901; Путешествие на Синай в 1881 Из путевых впечатлений. Древности Синайского Монастыря. СПб., 1881; Русские древности в памятниках искусства. Спб., 1889-1890. Вып. 1-6; Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода. СПб., 1898. Т. 1; Собрание А.В. Звенигородского. История и памятники византийской эмали. СПб., 1892. (на русском, французском и немецком языках); Современное положение русской народной иконописи. СПб., 1901; Справочная книжка для любителей церковной архитектуры. СПб., Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства // Труды 3 Археологического Съезда; Церковно-археологическое исследование Софийской ризницы в Новгороде. Труды Археологического Съезда… Церковные древности на Тифлисском Археологическом Съезде // Церковные Вести. 1881; Церковные древности на Одесском Археологическом Съезде // Христианское чтение. 1884; The Russian Ikon. Oxford. University Press, 1928.
Литература:
Автобиография // Профессор Николай Васильевич Покровский, к 35-летию его ученой деятельности. СПб., 1909; Богословская энциклопедия. Т.XII. СПб., 1911. Стлб. 743-758; Московское археологическое общество. Т.2. 1915; Масленицин С. Академик Н.П. Кондаков//Искусство. М., 1981. N 7. С.62-67; Кызласова И.Л. Исследовательские методы Ф.И. Буслаева и Н.П. Кондакова//Вестник МГУ. Серия 8. История 1978. N 4. С.81-95.