ЛУКОМСКИЙ Георгий Крескентьевич

(2.5.1884-1952)

русский историк и теоретик архитектуры.

Член СПб. ОА, ОАХ, Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины. Член комитета Музея до-Петровского быта.

Родился в Калуге. Окончил Орловское реальное училище, Казанскую художественную школу по архит. отделению (1902-03). АХ (1903-15). Обмерил много памятников в период обучения в Казани. С 1904 регулярно совершал заграничные путешествия, в которых изучал памятники архитектуры.

В 1906 по состоянию здоровья - в Швейцарии. С 1907 - в Москве, продолжая самообразование. В 1909 состоялась выставка работ Г.К. Лукомского в Академии Художеств, на которой были представлены зарисовки архитектурных памятников. Выставка имела большой успех и открыла перед студентом двери крупнейших редакций: "Старые годы", "Зодчий": "Аполлон".

С 1909-14 обследовал Кострому, Тверь, Владимир, Волынь, Вологду, Воронеж, Курск. В 1914-15 - Галицию. За это время дважды побывал в Италии. В 1915 окончил Академию Художеств, и определен в Царскосельскую строительную Комиссию.

С 1917-18 входил в комиссию по сохранению художественных ценностей дворцов Царского Села. В 1919 с той же целью командирован в Киев, где обследовал и обмерял византийские церкви. Исследование продолжил в Константинополе, откуда направился в Венецию и Виченцу.

В 1921-24 готовил в Берлине ряд книг по истории русской архитектуры на основе исследований предыдущих лет. Затем устроил выставку русского искусства в Париже.

Активно публиковался в журналах: "Старые годы", "Столица и усадьба", "Зодчий", "Архитектурно-художественный еженедельник". Акварели Лукомского хранятся в музеях Мюнхена, Парижа, Люксембурга, Венеции и др.

Один из ведущих архитектурных публицистов рубежа веков, сыгравший большую роль в разработке и становлении неоклассицизма.

Постройки:

Училище в Киеве (1913); Часовня в Глухове (1913).

Труды:

Античные театры и их традиции в истории эволюции //Зодчий. 1912. № 20. С.216-218; Архитектура в офортах И.А. Фомина//Аполлон. 1914. № 8. С.5-16; Архитектура на выставке "Салон"//Зодчий. 1909. Вып.7. С.62-64; Архитектура на римских выставках//Аполлон. 1911. № 10. С.26-40; Архитектурная летопись//Аполлон: Хроника. 1910. № 11. С.35-39; Архитектурная хроника//Русская художественная летопись. 1911. № 4. С.37-50; Архитектура на римских выставках//Аполлон. 1911. № 10. С. 26-40; Архитектура на выставке в Академии Художеств и на "Мире искусств" //Аполлон. 1913. № 2. С.70-72; Архитектурные вкусы современности //Труды IV съезда русских зодчих. 1911. С.27-34; Архитектурные впечатления из поездки по западной Европе //Зодчий. 1909; Батуринский дворец// Столица и усадьба. 1914 № 15-16; Батуринский дворец, его история, разрушение и реставрация. СПб., 1912; Белостоцкий дворец//С1915. март. С.3-34; Библиография. ПетербурХудожественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. В. Курбатов//Зодчий. 1914. Вып. 9. С.107-108; Библиография по Киеву. 1925; Венок на могилу пяти деятелей искусства. Берлин /1921/; Вишневецкий замок, его история и описание. СПб. 1912. Отт. из "Старых годов"; Вологда в ее старине. Описание памятников художественной и архитектурной старины. СПб. 1914; Вопросы старины и искусства на V съезде русских зодчих//Зодчий. 1914. Вып.5. С.40-46; Воронежская старина. Пг.,1915; Воспоминание о русских усадьбах//Сполохи. 1922. №. 13; Врубель //Там же. 1922. № 7; Выставка работ слушательниц Женских архитектурных курсов Е.Ф.Багаевой//Зодчий. 1909. Вып.21; Галиция в ее старине. Пг.,1915; Гомельская усадьба //Столица и усадьба. 1914. № 1; Два богослужения//Сполохи. 1922. № 3; Дворцы Разумовского //Там же. 1914. № 16-17; Дом первого российского страхового общества //Зодчий. 1913. № 14. С.167-168; Задачи русской живописи за границей //Веретеныш. 1922. № 1; Задачи русского искусства за границами СССР. Париж, 1925; Записки художника. Письма из Берлина //Среди коллекционеров. 1922. № 718. С.49-51; Из художественной жизни провинции//Русская художественная летопись. 1912. № 18-19. С.252-255; Иностранные ученые о русской старине//С1912. Ноябрь. С.32-34; Имение гр.Ламздорф-Галаган//Столица и усадьба. 1914. № 24; Имение кн.А.В.Оболенского на озере Сайма//Там же. № 14-15; Историческая архитектурная выставка в Москве//Старые годы. 1914. № 1. С.53-55; Историческая выставка архитектуры//Зодчий. 1911. № 17. С.189-191; Историческая выставка архитектуры и художественной промышленности//Старые годы. 1911. № 4. С.37-50; История решетки Казанского собора//Зодчий. 1912. № 32-33; Итальянские выставки//Зодчий. 1911. Вып. 37-38; Итоги и задачи русской художественной деятельности за границей (1919-1921)//Новая Русская Книга. Берлин, 1922. № 9; К летнему строительному сезону//Старые годы. 1910. Вып. /10/; Казанская областная выставка в строительно-художественном отношении//Зодчий. 1909. № 40; Камерон в Батурине//Чарльз Камерон: Сб. статей. М. Пг., 1924. С.73-83; Киев. Церковная архитектура XI-XIX в. Византийское зодчество. Украинское барокко. Мюнхен, 1923; Книги по русскому искусству, изданные за границей и в России//Новая Русская Книга. Берлин, 1922. № 6; Краткий каталог Музея Александровского дворца и его исторический очерк. Парадные залы. Пг., 1918; Краткий каталог Музея Большого Екатерининского дворца и его исторический очерк. Пг., 1918; Кустарные изделия СССР во Франции//Информационный бюллетень Торгового Представительства СССР. 1925, декабрь; Луцкий замок. Пг., 1917; Материалы по истории вандализма в России//Старые годы. 1912. № 11. С.38-40; № 12. С.55-60; 1913. № 1. С.51-53; № 11. С.53-57; 1914. № 2. С.55-57; № 3. С.41-43; № 5. С.48-49; Мебель. Берлин, 1923; Международная выставка//Жизнь искусства. 1925. №25; Модзалевский//Нова Громада. Вена, 1924; Мир искусства//Жар-Птица. 1921. № 1; Москва и деревня в гравюрах и литографиях: 1800-1850. Берлин, б/г; Московия в представлении иностранцев в XVI-XVII вв. Берлин, 1922; Московские архитектурные ежегодники. Библиография//Зодчий. 1913. № 30. С.328-329; Музей Ханенко. Пг., 1925; Музейная жизнь в Западной Европе. Листки Хранителя музея//Казанский музей вестник. 1922. № 2. С.272-275; Мысли о художественности городов//Зодчий. 1910. № 2. С.17-19; Е.И.Нарбут//Сполохи. 1922. август; Егор Нарбут. Художник-график. Берлин, 1923; Наша архитектура от Петра I до Николая I (по поводу архитектурной выставки)//Аполлон. 1911. № 5. С.15-22. Отд. отт.; Некоторые памятники церковной архитектуры Костромской губ.//Зодчий. 1916. № ; № 20. С.189-191; № 21. С.197-202; № 22. С.205-209; Неоклассицизм в архитектуре Петербурга//Аполлон. 1914. № 5. С.5-10; Несколько новых вопросов по истории русского зодчества. Библиографический очерк//Зодчий. 1912. Вып.19. С.197-201; Библиографические очерки. О новых изданиях по истории и описанию старинной архитектуры//Зодчий. 1912. Вып. 51. С.507-511; Несколько памятников архитектуры в Калуге//С1909. № (11). С.612-619; Несколько слов о Каменец-Подольске//Зодчий. 1910. № 16. С.173-174; Несколько памятников архитектуры в Козельце//С1912. май С.29-37; Несколько слов о народном искусстве на кустарной выставке//Аполлон, 1913. № 4. С.39-41; Новости архитектурной жизни//Зодчий. 1910. С.66-67; № 11. С.112-113; № 17, № 26; Новые книги о старинной архитектуре//Зодчий. 1913. Вып.51. С.528-531; Вып.52. С.537-537; 1914. Вып.11. С.128-132; Новый Петербур(Мысли о новом строительстве)//Аполлон. 1913. № 2. С.5-38; О древне-русском зодчестве Чернигова//Зодчий. 1912. Вып.22. С.233-238. Отд. отт. СПб., 1912. С.32; О выставках в Костроме и Ярославле и о применении к ним русского стиля//Зодчий. 1913. Вып.50. С.519-520; О. Италия (Очерки Сицилии). Берлин, 1924; О нашем архитектурном вандализме и о памятниках классической архитектуры в Ярославле и Костроме//Зодчий. 1913. Вып.20. С.237-239; О некоторых старинных постройках Воронежа//Зодчий. 1914. № 41. С.457-462; О некоторых памятниках архитектуры Курска (в связи с пребыванием в нем имп. Екатерины II)//Зодчий. 1913. Вып.4. С.37-44; О новом быте (по поводу работ Б.М.Кустодиева)//Зилант: Сб. искусств. Казань, 1923; О новом и старом Киеве//Зодчий. 1913. Вып.48. С.491-498; О новом строительстве в Киеве//Аполлон. 1913. № 8. С.75-77; О перестройках Михайловского дворца, Инженерного замка и о постройке Дворца искусств//Русская художественная летопись. 1911. № 7. С.101-104; О постройке здания Сената//С1911. Вып.2. С.36-42; Ответ столицы на "провинциальные отклики"//Зодчий. 1912. Вып.10. С.88-89; О планировке городов//Зодчий. 1910. № 4. С.36-37; О постройке нового Петербурга//Зодчий. 1912. Вып.52. С.519-523; О происхождении форм древне-русского зодчества Чернигова. СПб., 1912; О прошлом и современном состоянии провинциальной художественной архитектуры//Зодчий. 1911. Вып.52. С.545-555; О современных памятниках//Зодчий. 1910. Вып.13. С.131-134; О поэзии архитектуры//Кривое зеркало. 1910. № 24. С.2-4; О старинных монументах провинциальной России//Зодчий. 1913. Вып. 34. С. 362-372; О художественной архитектуре провинции Всероссийскому съезду художников. СПб., 1912. С.35; Об архитектуре в новых художественных журналах// Аполлон. 1914. № 5. С.67-69; Об архитектурном отделении Академии художеств// Русская художественная летопись. 1912. № 6. С.84-86; Об архитектурных памятниках Костромы в их художественном значении//Зодчий. 1913. Вып.17. С.191-200; Об архитектуре Петербурга//Русская художественная летопись. 1912. № 5. С.70-73; Отчетная выставка работ учащихся на архитектурных женских курсах Е.Ф.Багаевой//Там же. С.44-47; Отчетная выставка работ учащихся в имп.Академии Художеств//Зодчий, 1909; Очкино. Имение Судиенко//Столица и усадьба. 1914. №21; Павловск и Гатчина в рисунках поэта В.А.Жуковского (1783-1852). Берлин, 1922; Палладио. Париж, 1925; Пануровка//Столица и усадьба. 1914. № 4; Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. Ч.1. Наша провинция. СПб., 1915. С.400. 2-е изд. П.,1916; Письмо в редакцию. По поводу памятника Понятовскому в Гомеле//Зодчий. 1913. Вып.13. С.417; Письмо в редакцию//Зодчий. 1914. № 5. С.54-55; По Италии. Архитектурные впечатления//Зодчий. 1911. Вып.34. С.357-361; Вып.35. С.365-370; Вып.36. С.373-377; Вып.41. С.421-426; Вып.43. С .445-449; Популяризация и финансовое использование памятников старины, как средства для их сохранения//Труды IV съезда русских зодчих. С.121-126; Почему и кем разорена русская усадьба//Смена вех. 1922. февраль; V съезд зодчих в Москве и выставки при нем//Аполлон. 1914. № 1-2. С.142-147; Прогулка по старому Львову//Аргус, 1915. № 1-2; Прогулки по старым кварталам Парижа. См. Старый Париж; Проекты Растрелли в Венской Альбертине и Чертежи Гваренги в Венецианской Академии//Среди коллекционеров. 1924. С.51-53; Ремонт Ипатьевского монастыря в Костроме//С1911. Вып.1. С.56-57; Рец.: ПетербурХудожественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы/Сост. В. Курбатов//Аполлон. 1914. №1-2. С.155-156; Рец.: Г.Вельфлин. Ренессанс и барокко//Аполлон. 1914. № 3. С.72-73; Рец.: Юр.Шамурин. Старая Варшава//Аполлон. 1915. № 4-5; Решетка Казанского собора. Ее история и предназначение. К юбилею Отечественной войны. СПб.,1912. С.33; Русская книга на выставке во Флоренции//Казанский музейный вестник. 1922. № 5; Русская провинция//Зеленая палочка. Пfриж, 1932; Русская старина. Архитектура и прикладное искусство. Мюнхен, 1923; Русское искусство: Сб. статей/Сост. Г.К.Лукомский. Берлин, 1923; Русский балет Дягилева//Шут, Жар-птица. 1922. май; Русские древности по снимкам И.Ф.Барщевского: Библиография//Зодчий. 1913. № 32. С.347-349; Салтыковская церковь в Костроме//Старые годы. 1913. Кн.3; Санкт-ПетербурИсторический очерк архитектуры и развития города. Мюнхен, 1923; VII-й Ежегодник архитекторов-художников за 1912. Библиография//Зодчий. 1913. № 31. С.335-336; Смоленские усадьбы//Столица и усадьбы. 1914. № 9; Современное состояние графики//Зодчий. 1909. С.422; Современный Петроград. Очерк истории возникновения и развития классического строительства. 1900-1915 гСПб., 1916. С.96; Спогоди про Нарбута//Нова Громада, 1924; Старинное зодчество Галиции//Аполлон. 1915. № 1-2; Старинные города, замки и поместья Царства Польского: Краткий перечень//Аполлон. 1914. № 10. С.77-79; Старинные театры С.-Петербурга//Столица и усадьба. 1914. № 7; Старинные особняки в Плесе//С1915. [январь-февраль]; Старинные усадьбы Харьковской губ. Ч. 1. СПб.,1917. С.202; Старые годы. Берлин, 1923; Старый Париж. СПб, 1912; Старый Петербург//Жар-Птица, 1925; Тульские ворота//Старые годы. 1913. Кн.3; Украинское барокко//Аполлон. 1911. № 2; Отд.отт.; УкраIнське Мистецтво//Нова Громада. 1924; Храм в память 300-летия царствования дома Романовых//Аполлон. 1914. № 5. С.47-50; Хроника провинциальных вандамумов//С1911. № 7-9. С.204-206; № 10. С.65-67; № 11. С.50-52; Художественные вести из-за границы//Зодчий. 1909. № 30-32, 38, 39, 41-42; Художник и революция. Берлин, 1923; Художник и театр (О театральном художестве)/На рассвете: Художественный сб./Под ред. А.Ф.Мантель. Кн.1. Казань, 1910; Царское Село. Пг, б/г; Царское Село. Описание дворцов, сада и павильонов. Мюнхен, 1923; Церкви//Зодчий. 1916. № 20-22; Шартрский собор//Сполохи. 1922. март; К.Ф.Юон. Русские художники/под ред.Г.К.Лукомского. Пг.,1918; L'architecture Polo№ais//Le Re№aissa№ce. 1923. №ovember; Architettura №eoclassica a Varsovia//Architettura e Art Decorative. 1925. Marzo; Charles Camero№ (1740-1812). Lo№do№, 1943; Caratteristiche del l'arte Russa//Emporium. 1924.Ge№№aio; Bartolomeo Rastrelli architetto italia№o i№ Russia//Architettura e Art Decorative. 1924/25. Т.4.-p.337-358; Decoratio№ et Mobilier aux expalais imperiaux de Russie, actuel.Musee de peuples. Paris, 1927; Descriptio№ du Musee fo№de par B.et W. Kha№e№ko a Kiew, 1879-1919. Paris, 1921; Expositio№ de l'art russe. Paris, 1921; Gru№dzuge der Russische№ Ku№st//Faust, 1923/24. H.6; History of Moder№ Russia№ pai№ti№g. Lo№do№, 1945; Kiew. De№kmaler Kirchlicher Architektur des XI bis XIX Jahrhu№derts. Mu№che№, 1923;Kreml d'Moscou. Paris, 1927; La Rome d'Hubert Robert. Paris, 1930; La pittura italia№o №el museo Kha№e№ko di Kiew//L'e same. 1924. Ge№№aio; La vie de Russie au XVIII et XIX,s. Paris, 1927; La porcelai№e e№ Russie sovietique//La Re№aissa№ce. 1924. Decembre; L'art e№ Russie revolutio№№aire //L'Illustratio№. 1925. Ju№i; L'art da№s la Russie des Soviets. Paris, 1925; Le chiese biza№ti№e e ukrai№e a Kieff//Architettura e Art Decorative. 1925. №ovembre; Les eglises, bysa№tie№№es et ukrai№ie№№es de Kieff//Co№gress d'Histoire de L'art. Paris, 1921; Les villas des doges de Ve№ise L'oeuvre d'A№drea Palladio. Paris, 1926; Les palais et les villas d'A№drea Palladio//La Revue de l'art. 1923. Mars; Le Kremli№ de Moscou. Les palais et le musee des art decoratif. Paris, 192-; S. Musei Russi dura№te il Cover№ bolscevico//L'Illustrazio№e Italia№. 1924. Ge№№aio; Pavlovsk et Gatchi№a. Paris, 1921; Palais e№ style baroque a Varsovie// Belvedere. 1924. №22;Rasputu№ №ei ricordix di i№ artista Russo// L'Illustrazio№e italia№a. 1923. Decembre; Russia ig№ota. Chiese e couve№ti del XI al XVIII secolo di Kiew. Mila№o, 1927; Russische-Roma№tische Malerei//Das Ku№stblatt. 1924. Dezembre; Russisches Porzella№. 1744-1923. Berli№, 1924; St.Peterburg. Fi№e Geschichte der Stadt u№d ihrer Baude№kmaler. Mu№che№, 1923; Vice№za. Palazzi vecchie, case e strade. Vice№za, 1923; Vig№ole (Jacopo Barozzi). Paris, 1927; Zarskoje Sselo. I№№e№raume u№d Mobel des ehemals kaiserlich russische№ Reside№zschlosses. Berli№, 1924.

Лит.:

Дульский П. Казань в графике Г.К.Лукомского. Казань, 1920; Г.К.Лукомский//Русская книга. Берлин, 1921. № 1. С.18-21; Маковский С. Георгий Лукомский//Сполохи. 1922. № 4. С.28-31; Вс.Волков. Советские художники за границей. Г.К.Лукомский. Л.,1927//Красная панорама. № 12. С.1515; Opera del pittore Giorgio Lukomski №el guiodizio della critica italia№a. Vice№za, 1925.