ЛОЛЕЙТ АРТУР ФЕРДИНАНДОВИЧ

(27.6.1868-4.6.1933)

русский инженер.

Член Русского технического общества, член Московского архитектурного общества и ряда др.

Окончил физико-математический факультет Московского Университета (1886-92). Темой его дипломной работы была "Теория шарнирных сочленений".

Один из пионеров железобетонной технологии в России. После окончания Университета поступил в строительную фирму "Юлий Гук" (1892-1915) в Москве. Здесь он проработал до 1915 г., занимая в последние годы должность главного инженера. Он внимательно изучал технику железобетона и был пионером его распространения в России.

Первый печатный труд А.Ф. Лолейта был опубликован в 1895 под названием: "Краткий очерк общей теории системы Монье и значение ее в области развития технических знаний". Это был его доклад на 2-м съезде русских зодчих в Москве 7 февраля 1895 г.

В начале века он возвел ряд сооружений из железобетонна, в которых на практике применил свои изыскания в области теории сводов.

В 1903 он работал над составлением существенно важных правил по приемке железобетонных сооружений. Эта работа появляется в 1904 в виде статей: "К вопросу о правилах приемки железобетонных сооружений" и "О коэффициенте прочности железобетонных сооружений".

В том же году по проектам и под руководством Артура Фердинандовича были построены в Москве своды пролетов в 8,5 м в Музее изобразительных искусств и железобетонное перекрытие над цехом ткацкой фабрики в 6400 кв. м - первое большое железобетонное перекрытие в России.

В 1905 Артур Фердинандович приступает к разработке теории железобетонных тавровых сечений и безбалочных перекрытий, а в 1908 сооружает в Москве, впервые в мире, ряд таких перекрытий, существующих и поныне. Лолейт является первым теоретиком и первым строителем-практиком столь распространенных в настоящее время безбалочных перекрытий.

В 1909 Лолейт впервые в России построил железобетонный элеватор емкостью 3500 тонн зерна. Свои теоретические выводы и исследования он опубликовал в статьях: "Новый вид применения тавровых железобетонных сечений" (1908), "О влиянии избытка воды в растворе на прочность железобетонных сооружений" (1909) и "Безбалочные перекрытия" (1912).

Все это делало Артура Фердинандовича одним из наиболее выдающихся специалистов в области железобетонного дела. Передавая свои знания и опыт, он создавал кадры квалифицированных инженеров-железобетонщиков.

Преподавательскую деятельность начал в 1916. В Училище живописи, ваяния и зодчества вел курсы строительной механики и железобетона. Затем преподавал в Московском строительном техникуме, на военных строительных курсах и в МВТУ.

После революции работал в Главкомгосоре, разработал курс железобетона.

Он проектирует железобетонные сооружения для строительства Волжского судостроительного завода, ведет ответственную инженерную работу в Главкомгосоре, упорно работает над вопросами удешевления и облегчения конструкций. В 1923 появляется его статья "О допустимых пределах уменьшения запасов прочности сооружений", 1925 выходит из печати первое издание его "Курса железобетона".

По поручению правительства Артур Фердинандович проводит в 1926 обследование последствий землетрясения в Ленинакане. Полученные в процессе обследования материалы позволили ему сделать ряд выводов, которые он изложил в статье "О необходимых запасах прочности безбалочных перекрытий"/"Строительная промышленность", 1926, № 11, с. 825-828./. Статья содержит исторический обзор строительства безбалочных перекрытий в нашей стране, данные расчета безбалочных перекрытий фабричных зданий, разрушенных землетрясением в Ленинакане, оценку опубликованных в печати иностранных методов расчета безбалочных перекрытий. Анализируя эти методы, Артур Фердинандович писал: "Не всегда полезно пересаживать на нашу почву плоды иностранного творчества, если имеется свой материал и опыт, позволяющий избрать самостоятельный путь".

Проблема экономии материалов приобрела исключительно большое значение для молодого советского государства. Артур Фердинандович глубоко осознает важность этой проблемы и в 1930 публикует свой труд: "Экономические предпосылки для применения железобетона и современные методы воззрения на природу бетона и железобетона". Убедительные цифры подсчетов, приведенные в этом сообщении, наглядно показывали, для каких покрытий выгоднее применение железобетона по сравнению с металлом.

В 1927 был создан Государственный институт для исследования строительных конструкций и сооружений, в котором А.Ф. Лолейт, один из главнейших организаторов института, занял должность заместителя директора по научной части.

Пять лет упорных научных исканий позволили ему обосновать ряд новых технических идей. В 1932 на заседании Всесоюзного научного инженерно-технического общества бетонщиков он выступил с докладом: "Пересмотр теории железобетона". Показав, что существующие методы подбора сечений железобетонных конструкций не позволяют эффективно применять высококачественные цементы и сталь повышенной прочности, Артур Фердинандович выдвинул новую теорию железобетона, в основу которой был положен отказ от методов расчета по допустимым напряжениям и переход на расчет по критическим усилиям, с введением определенного коэффициента запаса прочности. Эту новую теорию железобетона Артур Фердинандович изложил в специальном докладе на 2 Всесоюзном съезде по бетону и железобетону, который состоялся в Ленинграде в феврале 1932 Доклад вышел в 1933 отдельной книгой под названием: "О подборе сечений железобетонных элементов по критическим усилиям. Проект инструкции".

Новая теория расчета всколыхнула широкие круги строителей, вызвала оживленную дискуссию. Из опубликованных материалов дискуссии наиболее интересным было выступление профессора В.П.Некрасова, который правильно установил, что предложение профессора А.Ф. Лолейта по железобетону имеет большое теоретическое и практическое значение.

За год до смерти Артур Фердинандович был назначен профессором кафедры железобетонных конструкций Военно-инженерной академии РККА.

Блестящий инженер, педагог и ученый, А.Ф. Лолейт принимал активное участие и в общественной жизни.

Постройки:

Своды Музея изобразительных искусств им. имп. Александра III. Москва (1904); Своды цехов ткацкой фабрики (1904); Железобетонный элеватор (1909); Сооружения Волжского судостроительного завода (1918).

Труды:

Два частных случая расчета железобетонных арок. М.,1902, С.43; Курс железобетона для строительных техникумов. Основы теории и проектирования. М.-Л., 1925; К вопросу о правилах приемки железобетонных сооружений // Записки "МАО", Т. 1. Вып.2, 1905, С.33-48; Краткий очерк общей теории системы Монье и значение ее в области развития технических знаний//Труды II съезда русских зодчих. Ук. соч., С.195-207; Курс железобетона для строительных техникумов. Основы теории и проектирования. Изд. 2-е. М.-Л., Госиздат, 1928. VIII, 259 с. с черт.; 2 л. черт.; О коэффициенте прочности железобетонных сооружений//Записки "МАО". Т. 1. Вып. 1. 1905. С. 1-16; О подборе сечений железобетонных элементов по критическим усилиям. 1. Проект инструкции, составленный А.Ф. Лолейтом. 2. Стенограмма заседания ВНИТОБ 14.7.1932 М.-Л., Стройиздат, 1933. 68 с. с портр.; Экономические предпосылки для применения железобетона и современные воззрения на природу бетона и железобетона. Сообщение, заслушанное на Высших курсах по организации капитального строительства в марте 1929 М., Гостехиздат, 1930. 31 с. с илл. и черт. (ВСНХ. Строит. ком.).

Литература:

Артур Фердинандович Лолейт // Русские архитекторы и строители. М., 1952. С.125-130; А.Ф. Лолейт // Строительная промышленность. 1933. № 5; Гвоздев А.А. А.Ф. Лолейт // Строитель. 1933. № 12. С. 5-6; Гродский Ф.Я. Достижения отечественных ученых в строительной механике // Сборник трудов Студенческого научно-технического общества Московского инженерно-строительного института им. В.В.Куйбышева. М., 1949, с. 5-15; Некрасов В.П. А.Ф. Лолейт//Метрострой. 1933. № 5-6. С. 63; Рабинович И.М. Курс строительной механики стержневых систем. Ч. 1. Изд. 2-е, переработ. М.-Л., Стройиздат, 1950, с. 15-24. Хайдуков К. Предисловие // О подборе сечений железобетонных элементов по критическим усилиям. М.-Л., Госстройиздат, 1933, с. 3-4.