ЛЕБЕДИНЦЕВ Петр Гаврилович
(-1896)
ученый специалист в области древней истории и археологии Киева.
Родился в семье священника села Зеленого, Звенигородского уезда, Киевской губернии. Четыре брата из этой семьи получили высшее академическое образование. Один из них был некоторое время профессором Киевской духовной академии и редактором журнала "Киевская Старина".
По окончании курса в Киевской духовной академии (1843) со степенью магистра богословия, два года был профессором орловской духовной семинарии и в 1845 году перешел на службу в киевскую семинарию.
18-го февраля 1851 года, он поступил священником в местечко Белую Церковь, Киевской губернии, при чем одновременно был назначен и законоучителем белоцерковской гимназии.
Деятельность П.Г.Лебединцева не ограничивалась исполнением обязанностей приходского священника и законоучителя гимназии. Рано потеряв жену, он сосредоточил свои усилия на научной деятельности. Он сосредоточился на охранении памятников местной старины и на собирании и записывании народных преданий.
Некоторые из своих записей и наблюдений, сделанных в Белой Церкви, Лебединцев впоследствии напечатал, и они составили хороший материал для будущей истории южно-русского края.
Помимо этого, он создавал школы для крестьянских детей не только в Белой Церкви, но и во всей окрестной местности. В конце 1859 года и начале 1860 года, без всяких особых пособий и при многих затруднениях, им было открыто в местечке Белой Церкви четыре школы образования крестьянских детей.
Митрополит Исидор, получив в декабре 1859 донесение Лебединцева об открытии первых трех школ в Белой Церкви, тотчас же сделал распоряжение о побуждении всего киевского епархиального духовенства к содействию народному образованию. В результате по киевской епархии было вскоре открыто около 100 школ.
Генерал-губернатор князь Васильчиков, в свою очередь, получив донесение исправника об успехах народного образования в местечке Белой Церкви, прислал священнику Лебединцеву 100 рублей из суммы, высочайше представленной в его распоряжение для награждения лиц, отличающихся в крае полезною деятельностью, и вместе с тем об открытии 4 школ в местечке Белой Церкви уведомил варшавского, волынского и каменец-подольского архиереев. Волынский архиепископ, тогда же дав знать своему духовенству печатными циркулярами о сообщении князя Васильчикова, выразил желание, чтобы такое же усердие к народному образованию было показано и в каждом приходе Волынской епархии. Подобные школы, таким образом, стали возникать повсеместно на юге России.
В 1860 году переведен в Киев. Возведен в сан протоиерея (1861). Выполнял должности благочинного, наблюдателя церковно-приходских школ Киева, члена губернского присутствия по обеспечению приходского духовенства, члена педагогического при киевской духовной консистории, члена губернского церковно-строительного присутствия, члена комитета общественного здравия, члена киевского епархиального попечительства о бедных духовного звания, члена епархиального училищного совета и члена киевской духовной консистории.
В течение 30 лет Лебединцев состоял главным распорядителем двух женских епархиальных училищ.
Лебединский стал основателем и редактором "Киевских Епархиальных Ведомостей", превратив их в серьезное научное издание.
В работе журнала, посвященного изучению местного края -- "Киевской Старине" – он публиковал исторические материалы и оказывал материальную помощь.
Он состоял действительным или почетным членом разных ученых обществ: Одесского общества истории и древностей, Общества Нестора летописца при Киевском университете св. Владимира, Императорского православного палестинского общества, Киевской духовной академии и Киевского университета св. Владимира.
Труды:
Акты старинного судопроизводства.
Акты, уясняющие состояние православия и унии в Киеве в первой половине XVII в.
В каком виде могут быть изображены св. равноопостольные князь Владимир и св. княгиня Ольга, и имеем ли мы их подлинник?
Вынос площаницы и крестный ход с нею.
Документы, касающиеся волнений среди крестьян Киевской губернии в 50-х годах истекающего столетия.
Документы, уясняющие древнюю историю церквей и монастырей Киевской епархии.
Какая местность в древности называлась Олеговой могилой?
Материалы для истории возникновения и распространения южно-русского штундизма.
Материалы, относящиеся к истории киевской митрополии XVI в.
Может ли подлежать сомнению, что открытое во Владимирском Успенском соборе изображение князя есть древнейшее изображение св. князя Владимира?
О времени написания фресок Киево-Софийского собора;
О Кеныреве конце Киева;
О местоположении древнего киевского города Тороческа;
О местоположении древних киевских церквей;
О планах Киева в XVIII в.
Обширная опись киевского замка 1545 г.
Остатки церквей в развалинах древнего Корсуня, их открытие и значение;
Открытие древних мозаик в главном куполе Киево-Софийского собора;
Росписной список Киева 1700 г.
София - премудрость Божия в иконографии севера и юга России;