БЕЛЕЛЮБСКИЙ Николай Аполлонович
13.3.1845 - 4.8.1922
Русский инженер-строитель.
Окончил Институт инженеров путей сообщения (1867).
Крупнейший строитель металлических мостов. Начиная с 1870 в России не было построено ни одного моста, в проектировании, сооружении или экспертизе которого не принимал бы участия Белелюбский.
Свою деятельность начал с постройки мостов Николаевской (ныне Октябрьской ) железной дороги (1868-1872).
Большой вклад Белелюбский внес в развитие строительных материалов, особенно бетона и железобетона. Создатель первой в России механической лаборатории по испытанию материалов. С 1895 вошел в бюро Международного общества испытания материалов, а в 1912 стал его председателем. Член Петербургского общества архитекторов и Общества гражданских инженеров.
Постройки:
Мосты через р.Волгу ок. Сызрани (1871-81); через р. Днепр ок. Днепропетровска (1881); через р. Ингулец (1881); через р. Волгу около Твери (1888), через Бузан (1896) через р. Волгу ок. Свияжска (1911), через р. Неман у м. Олита (1890).
Труды:
За русских инженеров // Известия Собрания инженеров путей сообщения. - 1917.N 10.С.225-231.
Заметки по поводу построенных и строящихся мостов. СПб., 1872.
Что же знают за границей о русских мостах? Мостовые этюды. СПб., 1911.
Литература:
Александрин И.П. Работы проф. Н.А. Белелюбского //Цемент.1948.N 44. С.3-5; Евграфов Г. Русские мостовики // Железнодорожный транспорт.1944.N10-11. С.82-84; Журавлев В.Ф. Роль русских ученых в науке о цементе // Цемент. 1947. N10. С. 5-9; Лукин А.П. Выдающиеся русские мостовики XIX ст.//Военно-транспортная академия Вооруженных Сил.Вып. 17.Л., 1949.С.14-21; Никифоров С.Н. Участие русских ученых XIX в. в разработке основных положений сопротивления материалов //Вестник Московского университета.1948.N10.С.75-80; Памяти проф. Николая Аполлоновича Белелюбского.М., 1923; Прокофьев И.П. Николай Аполлонович Белелюбский. 1845-1922// Люди русской науки. М.-Л., 1948.Т.2.С.970-977; Русские архитекторы и строители. М., 1952.С.109-115.