ГАГАРИН Григорий Григорьевич
(29.04.1810-18.011893)
русский рисовальщик и живописец.
Член Русского археологического общества, Общества поощрения художеств.
Родился в Москве. Детство свое до 13-летнего возраста он провел при родителях в Риме, где отец его был посланником, и Париже. Затем он был помещен в Collgio Tolomei в Сиенне, где и окончил курс в 1826 году.
Кроме языков французского, немецкого, итальянского и латинского, он прошел курс математики, правоведения, философии и истории, а в свободные часы, кроме того, изучал живопись и архитектуру.
В 1829 был определен в ведомство государственной коллегии иностранных дел акткариусом, с причислением временно к посольству в Париже, сверх штата, и служил в ведомстве иностранных дел до 1840 года. В этом году он откомандирован в Закавказский край к тайному советнику барону Гану, для поручений по введению нового устройства.
В 1840 г. наместник Кавказа князь М.С.Воронцов, по почину князя Гагарина, представил в академию художеств проект: об учреждении в Тифлисе особенной художественной школы, как подготовительной для изучения основных начал искусства по кавказским памятникам, и о командировании с тою же целью на Кавказ художников.
В 1841 г. переименован в поручики, с переводом в лейб-гвардии гусарский полк, и причислен к канцелярии Военного Министерства, для особых поручений, а в 1848 г. назначен состоять в распоряжение главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом.
Участвовал в военных действиях на Кавказе. За свои военные подвиги на Кавказе получил отличия: был назначен флигель-адъютантом, произведен в чин ротмистра, и затем полковника и был награжден орденами св. Анны 2 степени с короною и св. Владимира 4 степени с бантом.
В этот период он составил проекты множества православных церквей: в Хасавюрте (Дагестан); церковь в Кутаисе, церковь в Мухравани, Грозном, Боржоме, Алагире, Ейске, Темир-Хан-Шуре, Елисаветполе, Екатеринодаре, в доме экзарха Грузии, в укреплении на Белой речке и в Шкартах.
Создавал декорации в тифлисском театре, возобновлял живопись в тифлисском Сионском соборе, заведовал художественною частью гранильной фабрики горного ведомства и картонно каменной фабрики при тифлисской военной рабочей тюрьме и, наконец, написал несколько батальных и бытовых картин.
В творческом наследии Гагарина теме Кавказской войны принадлежит значительная роль. По сути, он стал летописцем этой войны, создав на Кавказе множество графических зарисовок и этюдов масляными красками. Некоторые из них по возвращению в Петербург он превратил в завершенные картины о жестокости войны, о мужестве духа российского солдата.
Гагарин подробно изучал быт и искусство народов Кавказа, что нашло образное отражение в альбоме “Живописный Кавказ” (1847). В развитии русской батальной живописи большую роль сыграли реалистические полотна Гагарина “Сражение при Ахатли” (1841), “ Свидание генерала Клюкке фон Клюгенау с Шамилем “ (1849), “Летний лагерь Нижегородского драгунского полка под Кара -Агачем” и др. (В Нижегородском драгунском полку служил некоторое время М.Ю. Лермонтов). Вообще с Лермонтовым Гагарина связывал дружба. Влияние личности и судьбы поэта прослеживается в живописи и графике Гагарина.
До вступления в Академию художеств начал собирать материалы для "византийского обновления русского искусства" и готовил к распространению среди иконописцев иконографических форм.
Президент академии художеств Великая Княгиня Мария Николаевна начала принимать меры к лучшему устройству академии. Древняя церковная византийская живопись, служившая образцом для наших иконописцев, после падения Константинополя, как известно, уцелела преимущественно на св. горе Афонской. Остатки этой живописи заключались не в одних иконах, но и в фресках. Чтобы сохранить эти драгоценные образцы византийской живописи лучших ее времен и усвоить их нашему Отечеству, Великая Княгиня Мария Николаевна в 1850 году учредила при академии специальный класс для образования живописцев к распространению иконописания.
Заведование этим классом поручено было Ее Высочеством флигель-адъютанту полковнику князю Г.Г.Гагарину, назначенному по Высочайшему повелению, от 15-го декабря 1955 г., состоять при Президенте академии художеств.
В первое время, приехав в Петербург, он покойный занялся украшением дворца Августейшего президента. До сих пор живопись замечательно сохранилась во дворце и вызывает невольное удивление всех, кто хотя раз осматривал здание Государственного Совета.
Специального художественного образования не получил, лишь некоторое время брал уроки у К. Брюллова, с которым их связала дружба. Несмотря на отсутствие специального образования, Гагарин был прекрасным рисовальщиком, отменным колористом, прекрасно передавал воздушную и линейную перспективу.
По его почину, Высочайше назначено было на приобретение нужных для иконописного класса книг, моделей и проч., собственно в России, отпускать из Государственного Казначейства, в течение четырех лет, по 4.000 рублей серебром в год; командированы были профессор А.М. Горностаев - для собирания художественных предметов в разных губерниях России и П.С.Севастьянов - на Афон; наконец, учрежден при академии древне-христианский музей. Поездка Севастьянова увенчалась полным успехом, он привез между прочим, иконных изображений: на стенах (фресок) 300, на досках 100, в рукописях 640, заставок и букв до 500, мозаичных 12, эвальированных 12, шитых 44, разных 147; по ваянию - рисунков церковной утвари 131; по зодчеству - рисунков церковных зданий и украшений до 250; по полиграфии - греческих рукописей 4.067, славянских 522, печатных славянских 90, актов до 300.
В 1858 г. Григорий Григорьевич был произведен в генерал-майоры свиты Его Величества.
Президент академии художеств Великая Княгиня Мария Николаевна управляла этим учреждением 24 года (1852-76 г.), из которых особенно замечателен 1859 год, когда Высочайше утвержден до настоящего времени действующий новый устав академии, составленный почетным вольным общником И.П. Арапетовым, отчасти под руководством князя Гагарина. Составитель его, глубоко сознавая необходимость в умственном развитии, без которого немыслима самостоятельная и сознательная деятельность художника, счел нужным привести в надлежащую систему научное образование учащихся в академии, согласовать его с занятиями по художественным классам, а самые музеи и библиотеку устроить так, чтобы они являлись доступными для всякого желающего видеть и заимствовать, что нужно для изучения. В самом академическом здании, таким образом, требовались немалые перестройки. Причем главным сотрудником по перестройке Академии был Р.А.Гедике.
Для выполнения этих нововведений, 27 мая 1859 г. Высочайше назначен новый вице-президент Князь Гагарин, занимавший эту должность до 1872 года.
Первою его заботой явились перестройка и обновление академического здания. Между прочим, им устроены в нижнем этаже скульптурный музей, во втором - галерея русской школы и копий с иностранных картин, в третьем - архитектурный класс и зала с моделью Альгамбры: со стороны 3-й линии Васильевского острова, по нижнему этажу - древнехристианский музей и мастерские для больших работ, по среднему - новая библиотека, галерея графа Кушелева-Безбородко, по третьему - мастерские для учеников-конкурентов на золотую медаль; со стороны Невы - два античных зала; наконец, со стороны 4-й линии и академического сада - канцелярия, учебная, натурный, гипсовые и этюдный классы, церковь и мастерские. Библиотека в новом помещении была впервые открыты для дневных и вечерних занятий, и число посторонних посетителей в ней скоро достигло 2.500 лиц. Богатое собрание гипсовых фигур, заключавшихся в 600 больших ящиках, размещено в историческом порядке; для пополнения некоторых скульптурных отделов выписаны были новые произведения из Берлина, Парижа и Дрездена. Учебные классы в академии, как известно, в 1840 году были отменены, и с того времени до 1859 г. читались только: строительное искусство для архитекторов и теория изящных искусств для всех учащихся. Устав 1859 г. снова внесен в систему художественного образования научный курс, как необходимую часть целого.
Скончался в Шательро, во Франции. Похоронен 25-го января в своем имении Карачарове, при церкви села Сучков, Корчевского уезда Тверской губернии.
Постройки:
церковь в Хасавюрте (Дагестан); церковь в Кутаисе, церковь в Мухравани, Грозном, Боржоме, Алагире, Ейске, Темир-Хан-Шуре (ныне Махачкала); Елисаветполе, Екатеринодаре;
Труды:
Родник русского искусства (Посвящается строителям русских церквей)//Зодчий. 1893. Вып.2. С.9-12;
Литература:
Веселовский Н.И. Князь Г.Г.Гагарин. Некролог//Зодчий. 1893. Вып. 2. С.15-16; Долгова С.Р. Художник Г.Г.Гагарин в грузии//Панорама искусств. - М.,1980. - 3. - С. 209-213. Савинов А.Н. Г.Г.Гагарин. М., 1951.