ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владимирович

15.11.1867-16.7.1959

выдающийся русский-советский архитектор

Родился в Пинске. Окончил гимназию и в 20 лет поступил в Петербургскую академию художеств. Получил серебряные медали: в 1890 г. - 2; в 1893 г. - 1. 2 ноября 1898 г. - звание художника-архитектора за проект: "Народный дом". Архитектурное образование завершил лишь в 1898, поскольку совмещал занятия в Академии с "помощничеством" у ряда крупных петербургских архитекторов: Марфельда Р.Р. и Степанова. С 1893 г. - помощник архитектора в 1-й Петербургской инженерной дистанции, а позднее помощник архитектора Векшинского.

Дипломная работа на тему "Народный дом" была выполнена в мастерской профессора О.И. Томишко.

После окончания Академии Жолтовский навсегда переехал в Москву, где начал преподавать в Строгановском художественно-промышленном училище, одновременно получая крупные заказы. Это позволяло ему ежегодно ездить за границу, прежде всего в Италию, навеки покорившую Жолтовского архитектурными сооружениями эпохи Возрождения. Архитектор настолько хорошо знал итальянский язык, что в тридцатые годы перевел на русский трактат Палладио.

В 1903, выиграв небольшое конкурсное соревнование, Жолтовский начал постройку здания Скакового общества на Беговой улице в Москве, опираясь на близкие ему формы русской классики и итальянского Ренессанса. Это же "смешение" стилей видно и в ряде других крупных построек Жолтовского, относящихся к началу века, прежде всего в особняке Носова на Введенской площади в Москве (1907-08). Но загородный дом в имении Руперт под Москвой был уже весьма близок любимым им виллам Палладио в окрестностях Виченцы.

Творчество Палладио не раз толкало Жолтовского на подражание. Один из ярких примеров - особняк Тарасова на Спиридоновке в Москве (1909-12). В эти же годы начала формироваться теория архитектурного организма, разрабатываемая Жолтовским на протяжении всей жизни. В основе ее лежат положения о "росте" архитектурного организма, о соотношении статического и динамического.

В первое десятилетие нашего века развернулась и просветительски-педагогическая деятельность Жолтовского, не прекращавшаяся до последнего дня жизни. Она привела в конечном итоге к созданию "школы Жолтовского" - явления, не имеющего аналогов в нашей архитектуре.

Многосторонняя деятельность Жолтовского вскоре получила признание - в 1909 он был удостоен звания академика архитектуры. До первой мировой войны, когда фактически прекратилась какая бы то ни было строительная деятельность, Жолтовский построил усадьбу Липакова под Москвой (1907-08), жилые дома в Удоме и Бережках (1907), несколько зданий в Москве, в том числе особняк в Мертвом переулке (1912), жилые дома завода АМО (1915), текстильную фабрику в Костромской губернии (1911-12) и т.д.

В 1918-23 он вместе с В.А. Щусевым участвовал в разработке первого советского проекта перепланировки Москвы, а в 1923 - в строительстве ансамбля Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Жолтовский был автором ее генерального плана и ряда павильонов. Здесь он попытался - и вполне удачно - воплотить классические формы в дереве, из которого были возведены выставочные здания. В том же 1923 Жолтовский уезжает на несколько лет в Италию. Вернувшись в 1926 он обнаружил, что в архитектуре России теперь первую скрипку играют представители авангардистского течения, прежде всего - конструктивисты. В 1926-27 он проектирует и строит три здания, свидетельствующих о его сложных творческих исканиях. В котельной МОГЭС на Раушеской набережной в Москве он пробует себя в конструктивизме. Однако и в Доме Советов в Махачкале и в здании Госбанка на Неглинной в Москве он вновь обращается к любимому им итальянскому Ренессансу. Оба эти здания вызвали нападки со стороны авангардистов.

На рубеже 1920-30 годов в советской архитектуре намечается поворот к освоению классического наследия в архитектуре. И творчество Жолтовского вновь оказывается в центре внимания. В 1934 он выступает с программным сооружением - жилым домом на Моховой улице в Москве, произведшим эффект разорвавшейся бомбы. Взяв за основу лоджию Капитанио Палладио, Жолтовский выстраивает привлекательную декорацию фасада, где главная роль играет "колоссальный" ордер с безукоризненно выполненными деталями.

Тридцатые годы были очень плодотворными для зодчего. Он много строит в Сочи, где его авторству принадлежит одно из самых изящных "палладианских" сооружений - Дом уполномоченного ВЦИК (ныне выставочный зал), театр, мост через р.Сочинку и т.д. Перед самой Великой Отечественной войной он проектирует, а в конце сороковых годов сооружает два жилых здания в Москве - на Смоленской площади и на Б.Калужской улице, продолжая разработку темы престижного жилого дома. В начале 50-х гг. вместе со своими учениками Жолтовский участвует в конкурсе на фасады крупнопанельных зданий. Архитектурно осмысливая новый вид строительных изделий, он теоретически обосновал, а затем и практически подтвердил (в здании холодильника на Открытом шоссе в Москве) возможность и необходимость так называемого "открытого стыка" между панелями. "Открытый стык" Жолтовский рассматривал как эстетический прием, признак индустриального домостроя.

Последняя крупная работа Жолтовского - конкурсный проект Дворца на Ленинских горах (1957) - свидетельство тому, что 90-летний зодчий не только сохранил профессионализм, но и был способен к восприятию нового.

Постройки:

Дома Сипягина и Олсуфьева в СПб. (1880); отделка помещений дворца Юсуповых (1880); здание Офицерского собрания армии и флота на Литейном проспекте в СПб; здание общежития студентов Электротехнического института; железнодорожные здания и жилые дома в Феодосии; здание Скакового общества. Беговая ул., Москва (1903); внутренняя отделка дома на Введенской площади (1907-08); дом-особняк Тарасова на Спиридоновке (1909), ул. Толстого, 30; усадьба "Липовка" (Липки-Алексеевское) (1907-1908), Московская область; жилой дом в Удомле (1907); жилой дом в Бережках (1910), Московская область; конюшня в усадьбе "Любенкино" (1912); текстильная фабрика в Костромской губернии и жилые дома (1911-1912); лестница Музея изящных искусств (1912); особняк в Мертвом пер. (1913); жилые дома завода АМО (1915).

Проекты:

памятник Н.Е.Ефимову в СПб. (первая премия) (1895); памятник К.А.Тону в СПб. (1898); памятник Ганеману в Париже (1900); здание театра в Екатеринославле (3 премия) (1902); памятник Ивану Федорову в Москве (3 премия); здание Коммерческого института в Мосмкве (1912);

Труды:

Классика живет //Сов. искусство, 1932. № 13. 15 марта; Принцип зодчества //Архитектура СССР. 1933. № 5. С. 28-29; Архитектура нашей эпохи //Сов. искусство. 1935. № 57. 11 декабря; Воспитание мастера архитектуры. Доклад на 1-м съезде архитекторов СССР //Архитектурная газета. 1937. 26 июля; О некоторых принципах зодчества //Строительная газета. 1940. 12 января; Классика и эклектика. Беседа мастера с учеником //Там же. № 31. 4 марта; Воспитание зодчего //Сов. искусство. 1945. № 48; О мастерстве советского зодчего //Там же. 1950. 29 июля; Город - улица - дом //Техника-молодежи. 1951. № 1. С.1-4; О работе архитектора на строительстве //Сов. архитектура. Сб.1. М., 1951. С.43-48; Мастерство зодчего //Огонек. 1951. № 31. С.26-27; О некоторых принципах крупнопанельного домостроения //Архитектура СССР. 1953. № 7. С.4-6; Создадим советскую классику //Сов. Архитектура. Сб. 7. М., 1955. С.68-74; В 1918-м //Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Т. 2. М., 1957. С. 319-321; Проекты и постройки. [Альбом]. Вступительная статья и подбор иллюстраций Г.Д. Ощепкова. М., 1955. 160 с. с ил.

Литература:

Аркин Д. И.В.Жолтовский. К 75-летию мастера архитектуры //Литература и искусство. 1942. 30 ноября; Аркин Д. Разговор о Жолтовском //Там же. 1940. № 5. С.54-58; Астафьева-Дуглач М.И., Волчок Ю.П. И.Жолтовский //Зодчие Москвы XX в. М., 1988. С.48-60; Былинкин Н. О теории композиции И.В.Жолтовского //Там же. С.51-53; Власов А. Зодчий - ученый - педагог //Сов. архитектура. Сб.4. М., 1953. С.46-69; Габричевский А.Н. И.В.Жолтовский как теоретик //Архитектура СССР. № 3-4. С.103-106 (статья 1940 года); Зальцман А. Творчество Жолтовского //Там же. С.35-50; Иван Владиславович Жолтовский //Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т.1. М., 1957. С.23-57; Игнатьева Л. Жолтовский и московская архитектурная традиция //Архитектура СССР. 1987. № . С.108-115; Игнатьева Л. Иван Владиславович Жолтовский //Архитектура и строительство Москвы. 1987. № 12. С.5-7; Колли Н.Я. Несколько вопросов И.В.Жолтовскому //Архитектурная газета. 1936. № 4. 16 января; Кондаков С. - т. 2, с. 330; Круглов М., Лебедев Г., Сукоян Н. Иван Владиславович Жолтовский. К 90-летию со дня рождения //Архитектура СССР. 1957. № 12. С.21-28; Лазарев Б. Выдающийся мастер архитектуры. //Архитектура и строительство Москвы. 1957. № 11. С.31-33; Лазарев Б. Проблемы жилой архитектуры в творчестве И.В.Жолтовского //Архитектура СССР. 1954. № 10. С.14-21; Лебедев Г., Сукоян Н. Выдающийся советский зодчий //Там же. 1953. № 1. С.17-26; Ощепков Г.Д. И.В.Жолтовский. Проекты и постройки. М., 1953; Памяти И.В.Жолтовского // Строительство и архитектура. 1959. № 8. С.39-40; Ревзин Г.И. Архитектурная теория И.В. Жолтовского//Искусство. 1988. № 10; Соболев И. Выдающийся мастер советской архитектуры. К 85-летию И.В.Жолтовского //Архитектура и строительство Москвы. 1952. № 2. С.14-18; Хигер Р. Зодчий И.В.Жолтовский. К 100-летию со дня рождения //Архитектура СССР. 1968. № 2. С.44-51.